КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»
Статья 1 Закона РФ "О безопасности"
Трагические события в Беслане, гибель обучающихся образовательных учреждений во время пожаров, массовые заболевания и отравления обучающихся, чрезвычайные ситуации криминального характера, дорожно-транспортные происшествия, бытовые несчастные случаи – всё это оборачивается невосполнимыми потерями жизни и здоровья обучающихся и персонала образовательных учреждений, тяжелыми психологическими травмами.
Система комплексной безопасности подразумевает состояние защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его безопасное функционирование. Поэтому нет важнее задачи для образовательного учреждения, чем обеспечение безопасных условий проведения учебно-воспитательного процесса, которые предполагают гарантии сохранения жизни и здоровья обучающихся.
Под обеспечением безопасности понимают планомерную систематическую работу по всему спектру направлений - организационному, информационному, агитационному, обучающему.
Обеспечение безопасности образовательного учреждения - первостепенная обязанность каждого работника по обеспечению безопасности.
Комплексная безопасность образовательного учреждения – это совокупность мер и мероприятий образовательного учреждения, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления, правоохранительными структурами, другими вспомогательными службами и общественными организациями, обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и обучающихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.
Формируется и достигается комплексная безопасность образовательного учреждения в процессе реализации следующих направлений:
1. Работа по антитеррористической защищенности и противодействию терроризму и экстремизму.
Эта работа включает:
- проведение совещаний, инструктажей и планерок по вопросам противодействия терроризму и экстремизму;
- непрерывный контроль выполнения мероприятий по обеспечению безопасности;
- организацию взаимодействия с правоохранительными органами и другими службами, с родительской общественностью.
Решением вопросов по антитеррористической защищенности занимается антитеррористическая группа.
Основанием для выполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности школы, противодействию терроризму и экстремизму являются приказ директора, решения антитеррористической группы.
Организация противодействия терроризму регламентируется основными законодательными актами и иными нормативными правовыми документами:
- Закон Российской Федерации от 05 марта 1992 года № 2446-1 «О безопасности»;
- Федеральный закон от 25 июля 1998 года № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом»;
- Федеральный закон от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»;
- Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 1999 года № 1040 «О мерах по противодействию терроризму»;
- и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации.
Опираясь на эти документы, в школе разработан пакет документов по организации работы по антитеррористической защищенности образовательных учреждений:
- Паспорт антитеррористической защищенности образовательного учреждения;
- Паспорт безопасности обучающихся.
- Инструкции, памятки.
2. Работа по обеспечению охраны образовательного учреждения:
- Имеются ограждения вокруг ОУ.
- У въезда на территорию установлены дорожные знаки, запрещающие въезд на территорию объектов.
- Иимеется наружное освещение в темное время суток.
- Глухие решетки на окнах в учреждениях отсутствуют.
- Имеются системы наружного видеонаблюдения.
- Образовательное учреждение оборудовано телефонной связью, а также кнопкой тревожной сигнализации (КТС), выведенными на пульт централизованной охраны (ПЦО) отдела вневедомственной охраны (ОВО).
- Установлена и находится в рабочем исправном состоянии автоматическая пожарная сигнализация (АПС) и установка автоматического оповещения о пожаре. Мероприятия по пропитке легковоспламеняющихся конструкций проводятся в плановом режиме.
- Физическая охрана образовательного учреждения осуществляется силами ЧОП.
3 . Пожарная безопасность.
Основная концепция и требования по пожарной безопасности определены и сформулированы в Федеральном законе Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 63-ФЗ «О пожарной безопасности» и Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2002 года № 1011 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
Обеспечение пожарной безопасности включает:
- соблюдение нормативно-правовых актов, правил и требований пожарной безопасности, а также проведение противопожарных мероприятий;
- обеспечение образовательных учреждений первичными средствами пожаротушения, в соответствии норм, установленных Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03);
- неукоснительное выполнение требований Госпожнадзора по устранению недостатков по пожарной безопасности;
- совершенствование системы оповещения о пожаре и эвакуации людей при пожаре;
- перезарядку огнетушителей (в сроки, согласно паспорта) или ремонт при падении давления в огнетушителе ниже допустимого уровня по показаниям манометра;
- защита от пожара электросетей и электроустановок, приведение их в противопожарное состояние;
- поддержание в надлежащем состоянии путей эвакуации и запасных выходов;
- содержание подвальных и чердачных помещений в противопожарном состоянии.
Наиболее важными локальными нормативно-правовыми документами являются:
- Приказ о назначении ответственных за противопожарное состояние помещений.
- Инструкция о мерах пожарной безопасности в школе.
- Инструкция по пожарной безопасности - основной рабочий документ для пользования, в котором отражены практически все вопросы ПБ и действия в случае возникновения пожара.
- Инструкция «Действия при возникновении пожара».
- План эвакуации учащихся при возникновении пожара в школе.
- Памятка о действиях при пожаре.
- План-схема эвакуации учащихся при пожаре.
- Ситуационный план. Обеспечение ПБ конкретизируется в приказах директора школы по вопросам обеспечения безопасности в течение всего учебного года в зависимости от конкретной обстановки.
Главная цель по обеспечению ПБ в школе – сохранение жизни и здоровья учащихся и персонала за счет высокой степени противопожарного состояния школы, исключения предпосылок к возгоранию и возникновению пожара. Регулярно проводятся занятия по основам пожарной безопасности, тренировки по эвакуации обучающихся и персонала.
4. Электробезопасность.
Основными нормативными документами, регламентирующими требования по электробезопасности, являются правила устройства электроустановок (ПУЭ) и Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП (введены в действие с 01.07.2003 года)
5. Охрана труда и техника безопасности.
Безопасность труда – состояние условий труда, при котором исключено воздействие на работающих опасных и вредных факторов.
Комплекс мер по обеспечению безопасных условий учебного процесса должны отвечать требованиям государственного стандарта «ССБТ Общие требования к системе управления охраной труда в организации» (ГОСТ Р 12.0.006-2002).
Основные требования. Наличие Правил и журналов инструктажа учащихся по технике безопасности на рабочих местах - обязательное условие организации, управления и создания безопасных условий учебного процесса. Меры по охране труда и технике безопасности должны не допускать травматизма детей в образовательном учреждении.
Законодательной и нормативной основой деятельности службы охраны труда является:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ»;
- Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденные Постановлением Министерства труда России от 8 февраля 2000 года № 14;
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации «О службе охраны труда образовательных учреждений» от 11 марта 1998 года № 662;
- Приказ Министерства образования Российской Федерации «0 службе охраны труда» от 27 февраля 1995 года № 92;
- Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ (раздел «Охрана труда»)
На основе этих документов в школе изданы организационные приказы по охране труда:
- Приказ о назначении ответственных лиц за организацию безопасности работы;
- Приказ об обучении и проверке знаний по охране труда с работающими;
- Приказ о назначении лица, ответственного за электрохозяйство школы;
- Приказ об организации пожарной безопасности и другие.
Составлены планы:
- План организационно-технических мероприятий по улучшению условий охраны труда, здоровья работающих и детей;
- План мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
- План мероприятий по противопожарной безопасности.
Составлены акты, соглашения, программы, инструкции по охране труда, должностные обязанности работников по охране труда.
Со всеми сотрудниками образовательного учреждения, в соответствии с законодательством, требованиями ГОСТ 120. 004-90 проводятся инструктажи по охране труда и пожарной безопасности (вводный (при приеме на работу), первичный инструктаж на рабочем месте (до начала производственной деятельности), повторный (по программе первичного инструктажа на рабочем месте, по должностным обязанностям по охране труда, инструкциям по охране труда на рабочем месте, 1 раз в 6 месяцев), внеплановый (при введении в действие новых или переработанных инструкций по охране труда, при нарушении требований безопасности труда, которые привели к травме, аварии, пожару), целевой (перед выполнением разовых поручений, мероприятий)
6. Взаимодействие с правоохранительными органами.
7. ГО и ЧС.
Возрастание масштабов техногенной деятельности современного общества, увеличение частоты проявления разрушительных сил природы крайне обострили проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения, сохранением экономического потенциала и окружающей среды в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций.
Анализ причин потерь населения от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий приводит к выводу, что более чем 80% случаев возникновения чрезвычайных ситуаций связано с деятельностью человека и происходит из-за низкого уровня профессиональной подготовки, безответственности и неумения правильно определить свое поведение в условиях чрезвычайных ситуаций.
Системное изучение наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких условиях призвано подготовить человека к выбору правильного решения для выхода из чрезвычайной ситуации с наименьшими потерями. Такая подготовка должна носить непрерывный характер на всех этапах жизнедеятельности человека.
В школе проводится плановая работа по вопросам ГО и ЧС среди учащихся и сотрудников образовательного учреждения.