На занятиях обучающиеся должны убедиться в том, что использование физических закономерностей и явлений пронизывает все стороны человеческой деятельности, что основой производства и совершенствования быта служат в числе других факторов физические знания, что физика нужна людям многих профессий.
Занятия предполагают не только приобретение дополнительных знаний по физике, но и развитие способности у них самостоятельно приобретать знания, умений проводить опыты, вести наблюдения.
На занятиях используются интересные факты, привлекающие внимание связью с жизнью, объясняющие загадки привычных с детства явлений.
ПРЕПОДАВАТЕЛИ
Лисицина Елена Александровна
РАСПИСАНИЕ
Пятница: 14:00-14.45
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа предусматривает использование следующих форм работы:
фронтальной - подача материала всему коллективу воспитанников;
индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием педагогом помощи обучающимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности обучающегося и содействуя выработки навыков самостоятельной работы;
групповой - когда обучающимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению заданий. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование детей на создание так называемых минигрупп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.
В соответствии с концепцией образовательной программы формирование групп обучающихся происходит по возрастному ограничению - состав группы постоянный.
Учебный план (34ч).
ВВЕДЕНИЕ (2Ч)
Вводное занятие. Цели и задачи курса. Техника безопасности. Способы измерения массы и температуры.
Практика: Измерение массы и температуры тела.
РОЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (3Ч).
Теория: Изучить основы теории погрешностей. Погрешности прямых и косвенных измерений, максимальная погрешность косвенных измерений, учет погрешностей измерений при построении графиков. Представление результатов измерений в форме таблиц и графиков. Способы измерения площади и объема. Строение вещества.
Практика: Основы теории погрешностей применять при выполнении экспериментальных задач, практических работ. Изготовление модели мензурки со сменной оцифровкой на шкале. Измерение объема тела. Изготовление кухонных рычажных весов)
МЕХАНИКА (6Ч).
Теория: Равномерное и неравномерное движение. Графическое представление движения. Решение графических задач, расчет пути и средней скорости неравномерного движения. Понятие инерции и инертности. Сколько весит воздух. Центробежная сила. Применение данных физических понятий в жизнедеятельности человека. Сила упругости, сила трения.
Практика: Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины. Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления. Изготовление катапульты. Измеряем вес воздуха в спичечном коробке, кабинете. Опыты в мире невесомости. Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины. Изготовление катушки-ползушки.
ГИДРОСТАТИКА (7Ч)
Теория: Плотность. Закон Архимеда, Закон Паскаля, гидростатическое давление, сообщающиеся сосуды, гидравлические машины. Задача царя Гиерона. Поверхностное натяжение. Воздухоплавание.
Практика: задачи: выталкивающая сила в различных системах; приборы в задачах (сообщающиеся сосуды, гидравлические машины, рычаги, блоки). Экспериментальные задания: 1) измерение силы Архимеда, 2)измерение момента силы, действующего на рычаг, 3) определение наибольшего и наименьшего давления тел на поверхность, 4) Измерение давления в жидкости 5) Изготовление модели фонтана
СТАТИКА(6Ч).
Теория: Блок. Рычаг. Равновесие твердых тел. Условия равновесия. Момент силы.
Правило моментов. Центр тяжести. Исследование различных механических систем. Комбинированные задачи, используя условия равновесия.
Практика: Изготовление работающей системы блоков.
Характеристика основных видов деятельности:
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (5ч).
Теория: Микромир. Модели атома, существовавшие до начала XIX. История открытия и действия гальванического элемента. История создания электрофорной машины. Опыт Вольта. Электрический ток в электролитах.
Демонстрации: 1. Модели атомов. 2. Гальванические элементы. 3. Электрофорной машины. 4. Опыты Вольта и Гальвани.
Практика Лабораторные работы:
1) Создание гальванических элементов из подручных средств.
2) Изготовление модели "электротрусишки".
3) Измерение сопротивления проводника
4) Изготовление модели электрического сторожа.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
углубление теоретических и практических знаний обучающихся, формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности; приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательских работ.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
Планируемые результаты освоения программы
Личностные:
- умение работать в коллективе, в команде;
- взаимопомощь, взаимовыручка;
- слаженная работа в коллективе и команде;
- чувство уважения и бережного отношения к результатам своего труда и труда окружающих;
- нравственные качества: отзывчивость, доброжелательность, честность, ответственность.
Метапредметные:
- развитие самостоятельной познавательной деятельности; коммуникативных навыков; памяти, внимания; пространственного воображения; мелкой моторики; волевых качеств: настойчивость, целеустремленность, усердие;
- умение оценивать свою работу и работы членов коллектива; планировать свою деятельности и деятельность группы в ходе творческого проектирования; аргументировано отстаивать свою точку зрения и представлять творческий проект.
Предметные:
- знать этапы выполнения творческого проекта;
- владеть навыками поэтапного ведения творческой работы: от идеи до реализации;
- создавать проекты, отвечающие заданным творческим условиям; совершенствовать свои знания по предмету, их практическому применению, использования в соревнованиях, конкурсах;
- самостоятельно решать физические задачи.
ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ
Форма проведения занятий кружка:
Теоретические:
Беседа;
Лекции с элементами беседы;
Викторины;
Сообщения;
Просмотр книг, журналов.
Практические:
Решение экспериментальных и расчетных задач;
Практикум;
Наблюдения и опыты;
Выпуск стенгазет;
Проектная работа;
Практические работы исследовательского характера;
Домашний эксперимент;
Изготовление самодельных приборов, пособий к
урокам.
Организационные формы занятий:
работа в паре, в малых группах, индивидуальная работа, фронтальная работа.
Режим занятий: 1 час в неделю.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Для реализации программы необходимы:
1) учебный кабинет, удовлетворяющий санитарно – гигиеническим требованиям, для занятий группы 15 – 25 человек (парты, стулья, доска, рабочие столы для практической работы).
2) оборудование:
3). компьютер с выделенным каналом выхода в Интернет;
4). мультимедийная проекционная установка или интерактивная доска;
5) Канцелярские принадлежности: ручки, тетради.
СТОИМОСТЬ
Бесплатно
РЕГИОНАЛЬНЫЙ НАВИГАТОР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ